Техническое задание: зачем нужно и как помочь заказчику его составить
Заказчик даёт размытое ТЗ. Что делать?
Здорово, если клиент доверяет вашему профессионализму, но это не отменяет необходимости согласовать задачу. Важно донести до заказчика, что чёткое ТЗ — это то, на что вы ориентируетесь в работе. И именно от него зависит результат.
Грамотно составленное ТЗ поможет исполнителю:
- получить представление об ожидаемом результате,
- разбить задачу на удобные части,
- выделить важную информацию для реализации,
- сэкономить время на правках,
- распознать неподходящих заказчиков.
Иногда клиенту сложно составить ТЗ, потому что он недостаточно хорошо разбирается в круге ваших обязанностей и привык видеть лишь итог работы. В таком случае ему можно помочь и составить бриф — опросник, который упростит заказчику изложение его пожеланий.
Составляем бриф
Исполнитель включает в бриф вопросы, на которые обязательно ответить до начала работы над проектом, и клиенту остаётся лишь заполнить форму.
При составлении брифа важно:
- Определить цели и задачи
Например, клиент хочет увеличить продажи или повысить узнаваемость бренда. - Проанализировать ЦА
Возраст, род деятельности, интересы, потребности и боли пользователей продукта. - Уточнить основные требования
Пожелания заказчика, касающиеся ключевых параметров задачи. - Понять миссию бренда
Выяснить, какие ценности продвигает заказчик. - Выявить дополнительные требования
Возможно, есть какие-то юридические моменты или личные предпочтения клиента, которые важно учесть.
Например, бриф копирайтера может выглядеть так:
- Цель текста: увеличить продажи продукта, повысить узнаваемость бренда, привести новых клиентов и т. д.
- ЦА: кто является предполагаемым читателем или слушателем?
- Объём и структура: сколько символов должно быть в тексте и какие разделы нужно включить?
- Темы и ключевые вопросы: что в тексте важно затронуть? Возможно, есть ключевые слова, которые необходимо добавить.
- Дедлайн: в какие сроки нужен результат?
- Стилистические особенности: что важно учитывать при написании? Например, работу в инфостиле.
- Референсы: чем можно пользоваться в качестве примера?
Возможно, первая версия вашего брифа потребует доработки — запросите обратную связь, соберите предложения и внесите необходимые корректировки.
Как вывести заказчика на диалог и разобраться, что именно ему нужно
«Сделайте так, чтобы было вкусно» — если вы слышали такую фразу, то в начале этого предложения у вас наверняка задёргался глаз.
Зафиксируйте все договорённости до начала работы. Нужную вам информацию лучше запросить в письменном виде. Если заказчик не хочет заполнять бриф, сделайте это самостоятельно и отправьте на утверждение. Также вы можете созвониться, задать уточняющие вопросы и записать ответы клиента. Если и это не действует, можно отказаться от сотрудничества. Важно объяснить заказчику, что по-другому вы не работаете.
«Красные флажки», которые видны почти сразу
Не все заказчики оказываются сговорчивыми. Помните: вы сами определяете, с кем работать, а с кем — нет.
Делимся «тревожными звоночками», которые можно заметить уже при первом общении с клиентом:
- Заказчик обесценивает вашу работу и ставит сжатые сроки. Например, считает, что разработать логотип — просто, и не понимает, почему вы не можете сделать лендинг за полчаса.
- Заказчик сам не знает, чего хочет. Сначала говорит одно, а к концу встречи совсем другое.
- Заказчик игнорирует ваши вопросы и просит «сделать так, чтобы ему понравилось».
Чёткое техзадание — основа успешного проекта. Важно донести до заказчика, что грамотная постановка задач поможет проекту или компании развиваться в нужном направлении, а бриф — отличный шаг к правильно составленному ТЗ. И именно бриф может стать спасательным кругом в выстраивании коммуникации.
↩ На главную блога