Два в одном: как соединить личное благополучие человека и благополучие сотрудника
⏱ Время прочтения — 3 минуты
Что дает нам ощущение благополучия
Порой мы ошибочно считаем, что благополучие, ощущение счастья в жизни нам дают какие-то материальные субстанции: стабильный доход, желаемая должность, собственные квартира или дом, хороший автомобиль, смартфон последней модели и тому подобное.
Однако десятки проведенных исследований показывают, что на благополучие человека в первую очередь влияют совсем нематериальные составляющие: новый опыт, полученные впечатления, эмоциональное наполнение.
Томас Гилович, профессор психологии, исследует вопрос благополучия и счастья много лет. Он говорит, что приобретение материальных вещей действительно дает нам ощущение счастья, но очень кратковременное — мы быстро привыкаем к полученному. Так что наши ожидания от того, как изменится наш уровень счастья после покупок, сильно завышены.
Было проведено немало исследований, в ходе которых у респондентов замеряли уровень счастья и благополучия на трех этапах:
- До получения желаемого (гаджета, дохода, автомобиля).
- В процессе ожидания получения желаемого (вот тут нас и обманывает наше подсознание — мы верим, что это повернет нашу жизнь).
- После получения желаемого (через какой-то промежуток времени, оценивая, оправдались ли ожидания от этого приобретения).
Один из примеров — исследование Дэна Гилберта, который изучал связь между уровнем благополучия людей и получением ими новой работы. Он предлагал респонденту сделать три замера:
- Оценить текущий уровень своего благополучия от 1 до 10.
- Оценить, насколько, по прогнозам, изменится его уровень счастья, если ему откажут в работе.
- Оценить уровень счастья после реального отказа в работе.
Результаты показали, что в среднем люди ожидают значительное снижение уровня счастья (на 20% от текущего состояния) из-за отказа получить должность. А по факту уровень благополучия падает совсем незначительно — на 6−7%.
Как поддержать уровень благополучия у сотрудников
Как же компания может помочь своим сотрудникам чувствовать себя благополучно?
Конечно, HR-специалист или руководитель не могут сделать человека насильно довольным: это невозможно — насаждать счастье сверху. Но они могут создать подходящую культуру в компании, атмосферу доверия, ввести определенную этику общения. И если базовый уровень благосостояния сотрудника находится на должном уровне (решены вопросы жилья, питания, отдыха, обучения детей), то для него не менее важны, чем повышение зарплаты, будут оценка его вклада, получаемое удовольствие от результата своего труда, возможность работы в комфортных условиях.
Руководителям, взвешивая две опции — повышение зарплат и инвестиции в развитие корпоративной культуры, не стоит идти привычным путем повышения ФОТа, а сосредоточиться на создании положительного Employee Experience (опыта сотрудника).
Одна из основ выстраивания такой среды — программы поддержки сотрудников. Пока сотрудник сфокусирован на личных проблемах, связанных со здоровьем, длительным стрессом, выгоранием, страхом потери работы, он не сможет концентрироваться на работе. Он не восполняет свои ресурсы и теряет эффективность.
И именно к точке потери эффективности компаниям важно приложить свое внимание — предлагать сотрудникам поддержку, well-being-программы, чтобы устранить факторы, критически снижающие эффективность команд.
Лучшим способом выбрать направления поддержки, которые действительно нужны работникам (а как показывает статистика, это не всегда совпадает с тем, что «на глаз» определяет руководство), могут стать опросы для сбора обратной связи от сотрудников. Создать анкету быстро и просто поможет, например, наш Конструктор опросов kakdela — в нем уже есть готовые шаблоны, к тому же это безопаснее, чем в Google-формах.
Только понимание, чего именно не хватает вашим сотрудникам, в какой поддержке они нуждаются, позволит получить от проведенных well-being-мероприятий максимальный результат, не превратив их в модную формальность. Сегодня конкуренция на рынке во многом идет не между технологиями, а между корпоративными культурами и мотивацией сотрудников. «В XXI веке победит тот, у кого есть сердце», — говорит Ицхак Адизес о лидерах будущего.