Чтобы что-то получить, надо что-то потерять или как предприниматели планируют выходить из карантина
Бахарев Илья, Генеральный директор event агентства:
В 2000 году, в поисках новых направлений бизнеса, который был бы связан со сферой услуг, я выбрал направление организации мероприятий для корпоративных клиентов. В те годы, чтобы организовать мероприятия, люди искали информацию в газетах. Там были разнообразные услуги, и качество этих услуг порой вызывало сомнение. Я обратил внимание на то, что организация мероприятий было схоже с базаром, где происходит перепродажа услуг: вот вам на выбор ведущие, вот шоу балеты и тд. Не было подбора артистов и шоу под разработанную концепцию, и моя идея заключалась в том, чтобы клиенту предложить качественные и проверенные услуги. Мы одни из первых, кто стал предлагать разработку концепции, режиссирование мероприятия и подбор соответствующих артистов. В начале 2000 годов так же активно работали над проведением культурно-массовых мероприятий для молодежи, организовали на тот момент популярные музыкальные фестивали, такие как Fool Moon Party, Хэллоун Party, Музыкальный фестиваль IBIZA и др.
На момент начала ЧП и карантина сотрудников в нашем агентстве было 12. Это не считая фрилансеров, которых более 50 человек, и мы привлекаем их к проектам в зависимости от сложности или специфики.
В подобных условиях всегда нужно принимать решения и, конечно, вопрос оптимизации являлся самым главным. В первую очередь, из расходов убрали приятности в виде закупа «вкусняшек» для офиса, сократили хозраходы, транспортные, ну и те, что не влияют на качество наших услуг. Сохранить команду было важно для нас, как и важно было оценить риски компании в период карантина и выхода из него. Всегда есть те, кто работают на первой линии, но есть и те, кто на подхвате.
Март мы доработали, не сокращая персонал и уровень заработной платы, на апрель стратегия состояла, исходя из двух сценариев: либо бизнес-среда работает, либо ЧП продлят до конца апреля. К сожалению, апрель пошел по худшему сценарию и пришлось внедрить сокращение заработной платы на 30%, а сотрудников второй линии отправить в неоплачиваемый отпуск. Сейчас нас пятеро. Мы по-прежнему работаем и ежедневно находимся на связи. Работаем на перспективу - когда все начнут работать после выхода из карантина.
Удастся ли вернуть весь состав в рабочий ражим после карантина? Это будет известно после окончания карантина и того, насколько пострадает бизнес наших клиентов. Хочется верить в лучшее, поэтому готовимся к разным сценариям развития событий.
Еще до начала этого мирового кризиса мы, 12 человек - руководители компаний, создали Ивент Ассоциацию с целью развития нашей ивент отрасли. Сейчас мы активно работаем над поиском новых решений и возможностей: привлекаем новых членов ассоциации, подготовили петицию нашему Президенту РК, готовим ряд обращений в палату предпринимателей. С 13 по 15 апреля проведем фасилитацию, которая должна помочь нам найти лучшие решения!
Яна Федорина, основатель фитнес-клуба:
Наш фитнес клуб проводит детские и взрослые групповые программы, а так же EMS тренировки. Бизнес действует с начала 2019 года. Численность штата на момент ЧП и карантина составляла 10 человек (тренеры и административный персонал)
В виду того, что мы были вынуждены полностью приостановить деятельность на период карантина, часть сотрудников, которые работали на условиях сдельной заработной платы, ушли в отпуск без сохранения заработной платы. Оставшаяся часть сотрудников отправлена в отпуск с компенсацией заработной платы, потому что продолжают поддерживать работу удаленно.
На самом деле, сейчас очень много времени для того, чтобы проработать новые идеи и спортивные направления для внедрения их в наш бизнес. Наши тренера пишут новые программы тренировок, обучаются онлайн по различным направлениям, в том числе и по питанию. Мы начинаем активно разрабатывать программы онлайн тренировок для поддержания наших клиентов в отличной форме.
По завершении карантина мы надеемся сохранить штат в полном составе, т.к. режим ЧП - это форс-мажорная ситуация, на которую мы, со своей стороны как работодатели, не можем повлиять. Наши сотрудники - это наша команда, которая так же надеется, что в скором времени все встанет на свои места и мы возобновим деятельность с новыми силами и в отличной форме!
Сергей Ким, владелец сети кофеен:
Начинали мы бизнес «кофе на вынос» по московской франшизе в 2014 году, идея пришла моему дяде, который и был инвестором. Проработав по франшизе и набравшись опыта не очень хорошего, но все же опыта, решили основать свой бренд! Так началась история нашей сети кофеен.
Начали работать под новым брендом с 01.02.2017г и работаем по сей день.
До начала действия ЧП, штат составлял 9 сотрудников, не считая бухгалтера, который был у нас на аутсорсинге.
К 20 марта, когда вся ситуация пришла уже к одному решению о закрытии деятельности торгово-развлекательных центров, я выплатил зарплату сотрудникам за отработанные дни в марте и они ушли в отпуск без сохранения заработной платы. Я объяснил им всю сложность ситуации и ребята меня прекрасно поняли, за что им большое спасибо! Коллектив у нас очень дружный!
К глубокому моему сожалению, сейчас стоит вопрос о закрытии одной точки из-за повышения арендной платы, курса доллара, цен на сырьё, материалы и др. Закрытие одной точки повлечет сокращение двух сотрудников.
Но! Находясь постоянно дома во время карантина, я заметил как сложно найти и заказать кофе с доставкой домой. С едой практически проблем не возникало, благодаря курьерским службам, которые активно работают во время карантина.
В этой связи возникла идея усердно проработать моменты доставки любителям кофе. Есть несколько предложений от служб доставки еды, с которыми осталось только согласовать условия и обговорить моменты.
Подытожу, да, после карантина многим придется нелегко, кто-то возможно останется без работы, но в любом случае, нет смысла жалеть себя и обвинять форс-мажорную ситуацию в случившемся. Чтобы что-то получить - надо что-то потерять, а сейчас именно тот случай, от которого никто не был застрахован. Эта беда коснулась всех, вопрос в том, кто и как найдет решение из данной ситуации!
Если вы владелец небольшого бизнеса, пострадавшего в сложившихся условиях, не опускаете руки и смотрите в будущее с надеждой, хотите поделиться собственным опытом борьбы за спасение своего дела,— пишите нам! Ваша история может морально поддержать многих. Наша почта: info@hh.kz.