Начальник младше подчиненного: есть ли проблема и мешает ли это бизнесу?

Молодые начальники зачастую опасаются принимать на работу специалистов существенно старше себя по возрасту. Причём для кого-то понятие «существенно старше» — это разница лет в 10−15, а для кого-то и 5 лет кажутся критичными. Рядовые работники тоже, бывает, комплексуют, если начальник намного младше них. Хотя, казалось бы, какая разница, кому сколько лет, если речь идёт о профессиональных, деловых качествах? Что стоит за этими стереотипами и как с ними бороться?

⏱ Время прочтения — 4 минуты

Страх «он меня затмит»

«Эволюция дала человеку подсознательное стремление к поддержанию и повышению своего социального статуса, — комментирует специалист по управлению персоналом Тимур Кадыев. — Любая угроза социальному положению молодого начальника вызывает страх. Ему кажется, что подчинённый, который старше по возрасту, будет обладать и более высоким профессионализмом».

Преодоление этого страха начинается прежде всего с признания самому себе в том, что кто-то действительно может быть профессиональнее, и это абсолютно нормально. И дело тут совсем не в возрасте: ровесник и коллега младшего возраста тоже вполне могут оказаться более глубокими профессионалами, чем вы. Главное — правильно выстроить общение с более квалифицированным подчинённым. Его нужно не бояться, а воспринимать как партнера — в ваших силах найти опыту подчинённого достойное и эффективное применение. Не говоря уже о том, что у хорошего профи всегда есть чему научиться.

Наталья Ташинцева, карьерный консультант, ментор проекта поддержки женской карьеры в MyMentoring, говорит, что в таких случаях отлично работает техника «к сожалению — к счастью». Что конкретно для вас «к сожалению» в ситуации, когда ваш починенный намного старше вас? А что для вас в этой ситуации — «к счастью»? Например, можно прийти к выводу: «К счастью, я могу избежать с его помощью многих ошибок, с которыми он уже сталкивался на своём опыте».

В то же время подчинённый, которого огорчает, что он намного старше своего начальника, может сказать: «К счастью, я могу обогатить свой опыт свежим взглядом или нестандартным форматом».

Страх «мне будет трудно с ним общаться»

Если человеку с детства привили культуру уважения к старшим, то ему психологически некомфортно давать задания человеку существенно старше себя, контролировать и, если нужно, критиковать его действия, что-то ему советовать. А еще мешают опасения, что подчиненный старшего возраста не будет воспринимать молодого босса всерьёз.

Ответ на вопрос «Как решить проблему общения у людей разных возрастов?» находится на уровне идентичности человека. Полезно спросить себя: «Кто я? Я общаюсь с начальником или подчинённым как кто?».

«Идеальный ответ на этот вопрос: „Я профессионал. И я взаимодействую с коллегами как профессионал“, — объясняет Наталья Ташинцева. — Если посмотреть на ситуацию по-взрослому, то на работе нет „мальчиков“ и „девочек“ или старших и младших, а есть только профессионалы. Важно лишь то, насколько человек разбирается в своей теме. А дальше идёт умение выстроить отношения с кем угодно и способность донести свою мысль».

Понимание границ субординации зависит не от возраста, а от адекватного восприятия корпоративной культуры и уровня делового общения. Точно так же, как уважение к начальнику зависит не от его возраста, а от его дел и поступков.
.

Елена в 31 год поменяла профессию и пришла стажёром с нулевыми знаниями в молодую ИТ-компанию, где почти все коллеги были вчерашними студентами в возрасте 20 с небольшим. «Моему непосредственному начальнику на тот момент было 24 года, — рассказывает Елена. — Разумеется, меня, как начинающего специалиста, очень многому приходилось учить. То, что мой начальник, несмотря на молодость, знает и умеет гораздо больше, чем я, было для меня чем-то само собой разумеющимся. Я никогда не ощущала, что ему некомфортно со мной работать».

Как завоевать уважение и доверие

Есть несколько простых правил, как молодому руководителю заслужить доверие и уважение сотрудников, которые существенно старше его по возрасту. Советами поделилась HR-бизнес-партнёр компании Bilfinger Tebodin CIS B.V. Ольга Стрижакова.

  1. Относитесь к мнению старших по возрасту сотрудников уважительно. Старайтесь вовлечь их в обсуждение, подчёркивая значимость их экспертного мнения и опыта. Запуская новый проект, можно поручить самому опытному сотруднику оценить риски, учитывая, что у него это не первое участие в подобном проекте. Такое внимание позволит почувствовать сотруднику свою важность, несмотря на рядовую должность.
  2. Не списывайте сотрудников в возрасте 50+ со счетов. Вы ошибаетесь, если считаете, что они уже достигли потолка карьеры, устали и расслабились, не задумываются о дальнейшем развитии в компании и в профессии. Напротив, таким сотрудникам может быть даже проще и интереснее сосредоточиться на работе — дети уже выросли, насущные бытовые вопросы, как правило, уже решены. К своему профессиональному развитию взрослые сотрудники относятся очень трепетно. Если вы уделите немного времени на качественное обсуждение плана индивидуального развития в компании, они оценят это по достоинству. Можно обсудить курсы повышения квалификации, участие в написании экспертного мнения для профессионального издания, возможность стать наставником для молодых специалистов.
  3. Сотрудники любого возраста ценят признание своих заслуг и внимание: не забывайте публично выражать благодарность работникам за успешный проект, поздравлять с юбилейной датой в компании.

Важны корпоративная культура и среда

Простота общения между представителями разных поколений зависит не только от стиля руководства конкретного начальника, но и от общей корпоративной культуры, принятой в компании.

Чем демократичнее стиль общения, чем меньше дистанция между начальниками и подчинёнными, чем больше поощряется возможность каждого делиться идеями и доносить конструктивную критику в уважительной форме, чем больше возможностей для неформального общения вне рабочих процессов (тимбилдинги, корпоративные мероприятия, совместный досуг), тем менее заметна разница поколений. Да и вообще существует она только в наших головах как предубеждение, но осознать это в полной мере можно, только когда фактически оказываешься в разновозрастном коллективе.

Если же руководители маленьких компаний или отдельных подразделений в больших компаниях из-за своих стереотипов вводят «возрастной ценз» в своей команде, то возможности развенчать предубеждения нет. И совершенно напрасно: в правильно организованном разновозрастном коллективе нет проблемы общения (даже наоборот — оно становится более интересным), но есть преимущество в виде разностороннего жизненного опыта. А это позволяет взглянуть на любую рабочую проблему с разных сторон.

К другим статьям

Начальник младше подчиненного: есть ли проблема и мешает ли это бизнесу?