Многие из наших собеседников попросили о конфиденциальности, но при этом поделились своими профессиональными хитростями и способами находить кандидатов, которые были нужны компании «еще вчера».
База кандидатов
Игровая индустрия постоянно испытывает нехватку арт-директоров и гейм-дизайнеров. Для того чтобы собрать базу талантливых кандидатов одна из компаний, занимающихся разработкой игра для мобильных платформ провела конкурс Game designer challenge. Охват состязания принял международные масштабы, где за главный приз боролись кандидаты из стран СНГ и США. Что в итоге? Компания получила двух талантливых и мотивированных сотрудников, а также собрала базу потенциальных кандидатов: всего в конкурсе приняло участие 2100 человек.
Экспертное мнение
«Каждое утро я начинаю с просмотра отраслевых сайтов и списка конференций, — делится Марина, рекрутер финтех-компании. —Кандидатам приятно, когда ты в теме, знаешь ключевых игроков, можешь подискутировать на тему трендов и ситуации в той или иной компании. Кроме того, нередко можно увидеть интересные комментарии в самих статьях, а потом написать эксперту и предложить пообщаться. Недавно, например, я так нашла очень интересного кандидата на вакансию Team lead DevOps. Девушка прошла два тура собеседований, а потом ей сделала контрпредложение ее же компания. Но благодаря ей я вышла на другого тимлида и закрыла вакансию».
По такой же аналогии работают форумы и отзывы. Как пример — поиск кандидатов из медицинской сферы. Этой историей поделилась Ирина, менеджер по подбору: «Была у меня в своё время сложная вакансия — врач ЭКО. Только-только начали появляться такие спецы, на вес золота ценились. А мне нужен не просто с сертификатом, а с хорошим опытом и репутацией. Искала по женским форумам, читала отзывы и по ним-то нашла такого доктора. Потом под легендой, что я пациентка, у меня очень сложная, просто экстренная ситуация, просила соединить по телефону с врачом. Хоть мое предложение этот врач не принял, но зато порекомендовал своего коллегу, которым вакансия и была благополучно закрыта».
Тайный покупатель
Нет более верного теста для кандидата, чем посмотреть на него в процессе работы. Рассказывает Надежда, руководитель отдела подбора сети магазинов премиального бренда: «Когда я искала менеджера по работе с вип-клиентами, то обошла десяток магазинов-конкурентов. Смотрела, слушала, анализировала, как меня консультируют. Нашла идеального кандидата и… почти полгода уговаривала ее перейти к нам. Ей обещали промоушен до руководителя магазина, но решение все затягивалось. В очередной раз, когда ее попросили «еще подождать», она позвонила мне и сказала, что готова принять предложение».
Охотник vs фермер
Успешный хантер помнит своих кандидатов годами, руководствуясь старой советской пословицей: «Чтобы быть женой генерала, нужно выйти замуж за лейтенанта». Длительное взаимодействие усиливает доверие, а значит, просто посмотреть вакансию эксперт согласится, даже если не собирался менять работу. Рассказывает Дмитрий, директор по продажам крупной международной компании: «Так получилось, что уже полтора года я живу на два города: выходные провожу с семьей в одном городе, а в будни работаю в другом. Недавно написал рекрутеру, которого знаю уже больше десяти лет, что готов рассмотреть предложения. Резюме вывешивать не хочу, а на детальный поиск совсем нет времени. С поиском работы помогает моя бывшая коллега, Елена. Я знаю, что она отправит мое резюме только в проверенные компании. За последние десять дней благодаря ей я уже прошел четыре скайп-интервью».
Есть и другая хитрость: хорошие кандидаты дают качественные контакты коллег и бывших руководителей. Но выходить на них напрямую нельзя, чтобы не раскрыть контакт. Татьяна, собственник агентства по подбору ИТ-персонала, недавно «хантила» кандидата в Instagram! Нашла аккаунт кандидата, который отказался от конкурса, и написала тем, кто был с ним на одной ИТ-конференции. «Я увидела совместное фото, посмотрела профили в «Фейсбуке» и написала в «директ» со словами: «А вас когда-нибудь хантили в «Инстаграме»? Есть предложение для Flash/Unity3D Developer». На прошлой неделе этот кандидат вышел на работу к заказчику».
Как понять, что вы успешный эксперт по подбору?
Виктория Придатко, ИТ-рекрутер и создатель команды VPteam, год назад рассказала в блоге, как понять, что вы стали успешным экспертом по подбору.
1. Кандидаты вас знают и сами обращаются, когда хотят сменить место работы. Вы первый, кто возникает у них в голове, когда они думают: «Хм, а не посмотреть ли мне предложения?»
2. Вам рекомендуют хороших кандидатов.
3. Вам доверяют. С вами делятся мыслями, советуются, прислушиваются. Айтишники говорят о вас коллегам: «Напиши ей/ему, она/он нормальный/ая».
4. Вы не рассылаете коммерческие предложения о своих услугах. К вам приходят кандидаты и клиенты, потому что наслышаны о вашей работе.
К сожалению, даже принятое предложение совсем не означает, что работа рекрутера окончена. До момента, пока кандидат не прошел испытательный срок, расслабляться нельзя. У штатных специалистов есть показатель KPI — процент сотрудников, прошедших испытательный срок. А у экспертов из кадровых агентств нередко есть бесплатные замены кандидатов, которые по каким-то причинам не справились с работой в первые три месяца. И если это случается, нужно снова придумывать легенду, разрабатывать стратегию поиска и поднимать списки кандидатов, с которыми уже довелось быть в контакте. Профессионалам-рекрутерам покой только снится.