Автоматизация в HR: с какой работой уже справляются машины
Пока что магазин работает в режиме закрытого бета-тестирования, но его уже называют «будущим супермаркетов». В прошлом году об использовании робота, который заменяет часть работы юристов, заявил Сбербанк. Под угрозой сокращения оказалось 3000 рабочих мест: сотрудникам предложат пройти переобучение, но не все смогут избежать увольнений.
Перед «Саммитом HR Digital» мы проанализировали, какие функции HR уже автоматизированы и как изменится профессия менеджера по персоналу в ближайшие десять лет.
Под автоматизацию попадет рутина
«До карьеры в HR я десять лет занималась разработкой. Я привыкла автоматизировать все рутинные операции. Например, функция рекрутинга до момента принятия решения точно поддается автоматизации: я говорю о видеоинтервью, тестировании и так далее, — уверена Ирина Матвеева, управляющий партнер Escalate. — Но процесс выстраивания отношений с руководителем как с заказчиком остается. Остается и функция принятия решений. Ответственность за наем и управление командой будет на заказчике, но без помощи HR ему не обойтись. Если взять создание HR-бренда — здесь важна ценностная составляющая, которую может дать только человек. Ведь чем отличается одна компания от другой, если технологии легко можно освоить? Своей культурой. Все остальное можно повторить, и это может быть автоматизировано».
Cорсинг и первичный отбор
Частично блоки рекрутмента автоматизируются уже сегодня. Сервиc Only позволяет интегрировать систему видеоинтервью и онлайн-тестирование вовлеченности. ATS-платформы позволяют вести коммуникацию с кандидатом, пополнять базу данных, интегрироваться с сайтами по поиску работы и социальными сетями. Некоторые рекрутеры используют ботов на первом этапе воронки подбора. В ближайшем будущем эти тренды будут только усиливаться.
Оценка продуктивности
Тайм-трекеры, такие как Toggl, Harvest, Hubstaff показывают, на какие задачи уходит время сотрудников. А системы учета рабочего времени, такие как CrocoTime, Yaware, «Дисциплина», автоматически разделяют отработанное время на продуктивное и непродуктивное. Эти данные для руководителя могут стать основой для принятия решений, помогая в оценке продуктивности сотрудников.
Прогнозирование увольнений
В 2014 году Yandex Data Factory сделала для транснациональной инжиниринговой компании пилотный проект по прогнозированию увольнений. Алгоритм MatrixNet работал с анонимными данными более 1000 сотрудников с 2008 по 2012 год. В расчет принимались пол, возраст, дата выхода на работу, должность, уровень дохода, отпуска, больничные, отгулы, сверхурочные, образование, тренинги, аттестации, проекты, задачи, ошибки — всего более 250 факторов.
Как рассказали в Yandex Data Factory, наиболее показательными данными для предсказания увольнений стали изменение роли в проекте, количество посещенных тренингов, количество отгулов, больничные, переработки и изменение проектного направления. Точность прогнозной модели превзошла ожидания заказчика в 5 раз. Из 50 человек, чей уход алгоритм признал наиболее вероятным, в итоге уволились 26 специалистов. По расчетам YDF, внедрение разработанной модели только за 2012 год сэкономило бы заказчику 292,2 тысячи долларов.
Тестирование сотрудников и проведение опросов
Часто бывает, что кандидат с отработанными навыками самопрезентации плавает в самых простых профессиональных вопросах. Чтобы принимать взвешенное решение о найме, многие компании все больше и больше используют сервисы по тестированию и оценке компетенций. Похожую механику используют и программы для организации корпоративных опросов.
Управление обучением
Компьютерные платформы и мобильные приложения, объединение корпоративного контента с внешним дадут учащимся новый уникальный опыт. Кроме этого, глобализация порождает необходимость распространения международных стандартов. Уже сейчас языковым стандартом являются тесты IELTS и TOEFL. Такие же примеры есть в финансовом менеджменте, бухгалтерском учете, проектном менеджменте, управлении.
Адаптация
Многие компании уже автоматизируют часть адаптационных процессов, — например, с помощью сервиса Webtutor. C помощью программы можно отправить приветственное сообщение новому сотруднику, напомнить руководителю о выходе новичка, ознакомить сотрудника с базой знаний и создать для него список рекомендованных курсов и книг.
Люди, а не роботы
Редкий человек способен абсолютно позитивно принять перемены. Автоматизация не является синонимом обезличенности и бесчеловечности: основная цель этого процесса — структурирование рутины и освобождение времени для коммуникационных и творческих задач.
«История о том, что придет робот и полностью заменит человека, — этого в перспективе 50 лет, скорее всего, не будет. Скорее, будут полуавтоматы, поэтому искусственный интеллект для HR-сообщества не представляет серьезной угрозы, — считает Кирилл Владимиров, генеральный директор сервиса Only. — А вот на что коллегам точно нужно обратить внимание — это финансовый менеджмент. Большинство HR не знает, что такое ROI. Не взаимодействуют с руководством с точки зрения управленческой отчетности. При покупке любого решения руководитель спрашивает: «Как это быстро окупится?». В бизнесе на самом деле нет понятий «дорого» или «дешево». Зато есть понятие «срок окупаемости».
Все это так или иначе меняет фокус внимания HR-менеджера. Ирина Зарина, генеральный директор CEB SHL Россия и СНГ, считает: «HR становится заказчиком и квалифицированным пользователем. Автоматизация — способ разгрузиться от рутины и повторяющихся алгоритмизированных аспектов работы. Понятно, что в рекрутменте первыми станут ненужными ресечеры. Оценка уже сейчас делится на два направления: технологичные платформы тестирования, где работа человека — выстроить воронку отбора, поставить задачу и принять управленческое решение, и консалтинговая активность, где ценность в том числе в живом человеческом контакте. Когда все подвергнется автоматизации, возможность пообщаться с живым человеком будет стоит дорогого. Если говорить про обучение, то в нем HR выступит в роли архитектора, который строит обучающие траектории. Согласно последним исследованиям CEB основной задачей на 2017 год помимо автоматизации является изменение культуры, причем на местах, а не «сверху вниз». А это невозможно без постоянного человеческого диалога, пусть и основанного на данных».